2024 год обещает стать поворотной точкой для финансового сектора Узбекистана: микрозаймы эволюционируют в кредитные карты, а конкуренция между банками выходит на новый виток.
В своей авторской статье финансовый эксперт Улугбек Таваккалов раскрывает, какие технологические решения помогают ускорить выдачу кредитов и чем банки планируют удержать клиентов на фоне стремительного роста альтернативных сервисов. Как изменится подход к оценке заёмщиков и почему «кредитка» уже сегодня превращается в обязательный атрибут каждого кошелька — читайте в материале эксперта.
Развитие потребительского кредитования в условиях растущей конкуренции
Первый микрозайм появился в конце июня 2018 года, когда ещё такому продукту не было предоставлено официального статуса. Микрозаймы быстро понравились населению, ведь его можно было получить наличными — без залога — и потратить на любые цели. В том же году в банках стал внедряться институт андеррайтинга для оптимизации процессов одобрения таких массовых однородных кредитов.
Данный продукт постоянно совершенствовался, в 2020 году его уже можно было получить онлайн, без посещения банка. Параллельно, микрозаймы стали продаваться в форме беспроцентной рассрочки, с переносом оплаты вознаграждения на торговца. МФО стали продавать товары в рассрочку на электронных торговых площадках партнёров (к примеру Olcha.uz) или в физических магазинах (к примеру, Texnomart.uz) без скоринга, на «два паспорта».

Расширение внешних баз данных, включение телекомоператоров и платёжных организаций и продажи ими полезных данных банкам позволили усовершенствовать скоринговые модели, где, в частности, цифровые банки вступили в конкурентную борьбу с МФО и начали выдавать займы лицам, не имеющим официальных доходов, выйдя на новые рынки потребителей. Рост объёмов выдач микрозаймов составил 60% в год.
В 2022 году банки направили своё усилие на разработку нового продукта — кредитной карты (ранее в Узбекистане обращались только дебетовые карты с кеш-кредитом), которая предназначалась более среднему сегменту потребителей. Данный продукт пришёлся по вкусу населению, и к 2024 году набрал пик популярности по следующим причинам:
- бесплатный (беспроцентный) период;
- возобновляемость;
- отсутствие привязки к определённым мерчантам.
1. «Если процесс массовый, однородный, постоянно повторяющийся — его непременно нужно оцифровать».
2. Кто умеет работать с данными, тот видит больше.
Роль технологий в автоматизации выдачи кредитов
Кредит, несмотря на свои риски, является однородным, массовым продуктом, имеющим определённые стадии прохождения заявки. Поэтому его нужно автоматизировать. В качестве технологий более подходят BPM-платформы, которые проводят заявку по заранее оговоренному сценарию и приближают к выдаче. Заранее настраивается продуктовый каталог (в котором закладываются базовые параметры кредита: срок, сумма, ставка, обеспечение, сбытовая организация, срок действия, модель проводок и так далее), лимиты согласования: СПР, ЦПР, кредитный комитет, печатные формы, шаблоны сообщений заявителю.
Заявки от физлиц обычно подаются через дистанционные каналы (маркетплейсы, мобильные приложения, кредитные брокеры, агентские продажи), одобряются в онлайне через скоринг карты, выдаются в онлайне (кредитные карты, рассрочка, микрозаймы) и офлайне (автокредиты, другие виды залоговых кредитов). Кредиты юрлиц в большей своей части пока не автоматизированы — сейчас многие банки стремятся к оцифровке данного продукта. Онлайн-каналы составили конкуренцию POS-кредитованию и, вероятно, в скором времени POS уйдёт в прошлое.

Существенную роль в удалённом приёме заявок сыграла система удалённой идентификации с применением инструментов цифровой биометрии, когда клиентом банка можно стать не выходя из дома. Сейчас данный инструмент активно используется кредитными организациями для снижения фродов.
Переход кредитов в онлайн стал развивать такие направления в банках, как дата-аналитика, цифровой рискменеджмент, ИТ и общая безопасность, контакт-центр, софт-коллекшн, аутсорсинг взыскания. Те банки, которые не оцифровали свои кредиты, несут больше затрат и подвержены рискам, поэтому вынуждены продавать свои займы по более низкой ставке.
Настоящая конкуренция между банками началась в 2024 году, когда одновременно несколько игроков сделали акцент на этот продукт. Так что 2024 год — это год кредитных карт. Данный тренд будет развиваться и далее, в кошельках потребителей второй картой непременно будет кредитка!
Новый подход к оценке кредитоспособности заёмщиков
Сегодня существенно развиваются внешние базы данных. Это стало доступным благодаря появлению цифровых услуг правительства. Эти услуги позволяют получить информацию:
По физлицам (индивидуальным предпринимателям) данные о:
- трудовом стаже и образовании, продолжительности и непрерывности стажа;
- наличии недвижимости, автотранспорта;
- составе семьи (иждивенцы);
- доходах;
- судимости;
- долгах по коммунальным платежам и другое.
(Также можно получить из других баз историю по картам, кредитную историю и записи в МИБ).
По юрлицам данные о:
- финансовой отчётности на любой год;
- числе сотрудников;
- ежеквартальных доходах и налогах;
- уплачиваемых дивидендах.
(Также можно получить из других баз кредитную историю, наличие записей в МИБ).
Эти базы формируют общую картину о состоянии заявителя, на основании которых банки принимают решения о кредитовании.
Очерёдность получения данных от внешних баз построена таким образом, чтобы экономить на расходах (от бесплатных баз к платным), ведь «скорить» приходится больший пул клиентов, а одобрять лишь некоторым.
Новые скоринговые модели развиваются на альтернативных данных, в частности, по юрлицам, вместо официального баланса и отчёта PL, стали использоваться данные финтехов о товарообороте торговцев, обороте их терминалов.
По физлицам стали применяться данные от платёжных организаций об оборотах по картам, характере потребления (насколько он стабилен в получении денег, куда он чаще расходует свои заработки). При этом под заработками понимаются любые поступления на карту от юрлиц.
Дальнейшей модификацией скоринг-моделей станет использование инструментов ИИ, так как в каждом кредитном учреждении накапливаются данные, а монетизация данных — это сила!