5 элементов корпоративной культуры для запуска инновационных продуктов.
В основе успеха компаний, ставших легендами — Apple, Google, Amazon, Netflix, — лежат не только технологии и стратегии, но и общие ценности, принципы и культура взаимодействия. Корпоративная культура определяет всё: от темпов работы и подхода к данным до способа принятия решений и атмосферы в коллективе. Как создать такую культуру, которая станет катализатором для запуска глобальных продуктов, и какие элементы важны для этого — рассказывает директор по счастью UZCARD Хилола Сулейманова.
Почему одни компании создают успешные продукты, которые масштабируются на всю планету, а другие компании нет? Почему одни компании становятся Единорогами, а другие закрываются через 3-5 лет после основания? Ответ прост: все люди разные, у них разные убеждения, ценности и цели, и они по-разному взаимодействуют друг с другом. Люди и их культура могут предопределить успех или провал компании.
За успехом любого всемирно известного продукта (Apple, Amazon, Google, Netflix, Facebook) или известной компании из Fortune 500 — всегда стоит сильная, продуманная корпоративная культура. Потому что культура влияет не только на внутреннюю атмосферу, но и на внешнее восприятие компании и её продукта потребителем. Корпоративная культура влияет на всё: на подбор персонала и систему мотивации; на процесс проведения совещаний и принятия решений; на то, как сотрудники взаимодействуют друг с другом, с клиентами и партнёрами, а также на то, полюбит ли потребитель созданный продукт. Да, я верю, что успешные компании объединяет один фундаментальный элемент — люди, или, иначе говоря, человеческий капитал. Мы можем собрать две одинаковые команды, предоставить им одинаковые ресурсы и поставить одну и ту же цель, но результат будет совершенно разным: каждая команда создаст продукт с разным качеством и в разные сроки. И есть ещё вероятность, что одна из команд вообще не справится с задачей.
В финтех-бизнесе, который является самым быстро развивающимся и конкурентным сектором в мире, корпоративная культура напрямую влияет на способность команды запускать новые продукты и достигать высоких финансовых результатов.
Основными характеристиками эффективной корпоративной культуры являются слаженность, эффективное взаимодействие, удовлетворение от работы, гордость за её результаты, преданность организации, соответствие высоким стандартам, требовательность к качеству и скорости выполнения задач, а также готовность к изменениям. Уровень зрелости корпоративной культуры определяет её способность к инновациям и масштабируемости.
«Корпоративная культура — это моральный кодекс компании, который отвечает на вопросы: что такое хорошо и что такое плохо, как мы относимся к ошибкам, что прощаем и не прощаем, как мы делаем выводы и куда мы устремлены, какую пользу мы приносим обществу. Это совокупность внутренних законов компании».
5 элементов корпоративной культуры
Чтобы компания могла запускать инновационные продукты, на мой взгляд, необходимо достичь следующих ключевых элементов, разделяемых всеми членами команды:
1. Общие цели. Цели должны быть прописаны и согласованы, и команда должна принять их как свои собственные, а также взять на себя ответственность за их достижение. Если в команде окажутся люди, которые преследуют исключительно личные амбиции (например, стремятся прославиться, самоутвердиться, заработать больше денег или славы и т.д.), а не искренне приверженные общей поставленной цели, то достичь результата в нужные сроки будет крайне сложно. Такие участники будут больше сосредоточены на продвижении собственных интересов и эксплуатации других членов команды, чем на самом процессе создания продукта;
2. Любовь к продукту. Команда должна верить в ценность создаваемого продукта. Каждый член команды, каждый сотрудник компании должен верить и искренне любить создаваемый продукт. Только тогда команда будет работать слаженно и эффективно. Только в любви рождается счастье;
3. Общее чувство времени и темпа. Существует понятие «time to market» — время, необходимое для разработки и запуска продукта с нуля. Успешные команды способны выпускать продукты нужного качества в кратчайшие сроки. Они умеют работать в нужном темпе и уложиться в требуемые сроки. Темп работы и эффективность каждого человека зависят от двух факторов: уровня зрелости навыков и опыта сотрудников, а также от их внутреннего желания и уровня бизнес-энергии в человеке;
4. Культура работы с данными и информацией. Если проанализировать компании из списка Fortune 500, можно заметить общую черту, присущую всем этим организациям, независимо от отрасли. У них у всех развита культура работы с данными и информацией. Данные собираются и систематически сохраняются по закреплённой системе, они тщательно анализируются, прогнозируются, и решения принимаются исключительно на основе фактов и данных;
5. Взаимоотношения в команде играют важнейшую роль. Если посмотреть на крупнейшие успешные компании, такие как Amazon, Netflix, Yandex, Tinkoff, то можно заметить у них схожие культурные особенности. Да, у всех этих компаний очень разные культуры взаимодействия, но при всём при этом есть общие черты:
- Ориентированность на результат и эффективность;
- Открытая коммуникация — давать честную обратную связь, требовать высоких результатов друг от друга;
- Помогать друг другу, но не быть толерантными к глупости и безответственности. Не допускать низкокачественной работы;
- Поощрение инициативности и новых подходов;
- Оwnership – чувство приверженности и ответственность за результат компании;
- Письменное мышление — не бюрократия и бесполезное создание документов и регламентов, а способность кратко в письменном виде излагать свои мысли до, во время и после совещаний;
- Постоянная работа над ошибками. Ошибки не замалчиваются — команда системно работает над их исправлением;
- Принимать в команду и оставлять в ней только тех, кто на самом деле делает вклад в достижение результата. Не стоит бояться отпускать неэффективных игроков.
Корпоративная культура подобна урожаю: какие зёрна мы посеем, такой и урожай соберём
Создать в компании всё перечисленное действительно сложно и требует времени. Этот процесс может занять от трёх до пяти лет. Если вы хотите построить компанию, способную запускать настоящие инновационные продукты и масштабировать их на международные рынки, нужно работать над культурой своей команды ежедневно и системно.
В каждой команде или компании уже существует своя культура — она существует, независимо от того, признаём ли мы её или нет. Разница лишь в том, что в одних компаниях акционеры и менеджмент осознанно управляют этим процессом, а в других всё идёт на самотёк.
Культура подобна воздуху: мы её не видим, но мы ею дышим. Культуру невозможно просто скопировать или навязать сверху — она развивается и формируется через ежедневные взаимодействия, ценности и общие цели. Корпоративная культура подобна урожаю: какие зёрна мы посеем, такой и урожай соберём.
«Руководители успешных компаний, прежде чем куда-то плыть, удостоверялись, что все нужные им люди находятся на борту, а ненужные — за бортом, и только потом решали, в каком направлении им двигаться. Найти своих людей, которые смотрят в одном направлении с вами, — одна из самых сложных задач. Наличие развитой корпоративной культуры помогает решить и эту задачу», — Джим Коллинз, автор книги «От хорошего к великому».